ЭКО-тренинг  
Студия практической психологиии
и бизнес-консалтинга
при Самарском государственном техническом университете
Тренинги для персонала

Тренинги для руководителей

Бизнес-консалтинг

Курсы повышения квалификации

Курсы и тренинги для студентов СамГТУ

Школьникам и абитуриентам




О студии

ЧаВо

Задать вопрос консультанту

Статьи

Глоссарий

Отзывы



«ЭКО-тренинг» в социальных сетях:

           




СамГТУ

ИЭФ
 
Глоссарий
Авторитет руководителя — концентрированное отражение в решениях руководителя и в сознании подчиненных убеждающего потенциала личности руководителя. Личный авторитет представляет разновидность власти над людьми. А. для него самого определяется силой влияния на людей, а для подчиненных — степенью оказываемого доверия.

Ассессмент — метод оценки, аттестации сотрудников, заключающийся в том, что группа участников проходит через определенные испытания: деловые игры, тесты, самопрезентацию, письменные работы и др. Как правило, применяется для внутренней оценки руководителей среднего и высшего звена. Считается наиболее точным и эффективным.

Групповое интервью — ситуация, когда кандидата на работу интервьюируют два или более человека.

Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.

Карьера — субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения; поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.

Карьеризм — погоня за успехом в любых видах деятельности, вызванная стремлением к личному благополучию.

Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации в фирме, например, история образования, организационное становление организации, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Компетенция — круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; совокупность полномочий, прав и обязанностей должностного лица, общественной организации.

Конкурентоспособность на рынке труда — соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу работодателя.

Линейное управление — вид управленческой структуры, в которой подчиненность организационных звеньев устанавливается по цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи. Каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственных органов управления (принцип вертикали).

Линейные менеджеры (line managers) — руководители, уполномоченные направлять работу подчиненных; всегда чьи-то боссы. Л. м. отвечают за выполнение основных задач компании (фирмы).

Линейный руководитель — руководитель подразделения, занимающийся основной для данной организации деятельностью и несущий ответственность за реализацию целей организации. Примеры: генеральный директор, директор завода, бригадир.

Лидер — 1) член группы, обладающий высоким статусом, оказывающий значительное влияние на мнение и поведение членов группы и выполняющий комплекс функций, сходных с функциями руководителя;
2) член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение ее членов; работник, доминирующий в группе при решении задач определенного класса. Л. в группе выделяется под влиянием ряда факторов. К основным из них относятся уровень развития группы, потребности группы, условия функционирования и личностные особенности ее членов.

Лидер неформальный — лидер, влияние и авторитет которого в группе основан на отношении к нему группы, а не на его служебном положении, должности, статусе или служебном ранге в формальной командной цепочке официальной организации.

Лидерство — способность человека управлять людьми с учетом их наклонностей и желаний; компонент деятельности менеджера, связанный с оказанием целенаправленного влияния на поведение отдельных лиц или целой рабочей группы.

Менеджер — наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах (структурах) управления предприятия, фирмы, учреждения (любой формы собственности), наделенный субъектом собственности (нанимателем) определенными полномочиями, в т.ч. правом принимать решения в пределах своей компетенции; первоначально означало человека, умеющего объезжать лошадей и править ими; происходит от латинского слова «манус» — рука. Менеджер по кадрам (персоналу) — менеджер, выступающий в роли консультанта или руководителя по работе с кадрами; отвечает за координацию деятельности по управлению человеческими ресурсами организации.

Навык — доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще — двигательных). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развернутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого действия. Н. в сфере трудовой деятельности являются важным элементом квалификации и профессиональной компетентности работника. В отличие от привычки Н., как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях.

Переподготовка — получение дополнительных знаний и умений, необходимость в которых возникает в связи с изменениями в производственном процессе, социальной сфере или изменением функций учреждений, организаций. П. может рассматриваться и как подготовка с целью усовершенствования в чем-либо.

Профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе собственного профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессия — 1) относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки;
2) совокупность присущих человеку специальных знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки или длительной практической деятельности и позволяющих ему выполнять установленные трудовые функции. Более узкими ее формами выступают специальность и специализация.

Психологический портрет личности — описание личности; включает: темперамент, характер, способности, направленность (деловая, личностная, коммуникативная), интеллектуальность — степень развития и структура интеллекта; эмоциональность — уровень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые качества — умение преодолевать трудности; настойчивость в достижении цели; общительность, самооценку (заниженная, адекватная, завышенная); уровень самоконтроля: способность к групповому воздействию.

Развитие персонала — целенаправленное систематическое развитие работников, ориентированное на достижение целей организации, путем расширения и углубления имеющейся профессиональной компетенции, обучения новым квалификациям, а также повышения мотивации и организационных возможностей организации использовать весь потенциал работника; процесс подготовки персонала к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.

Резюме — 1) краткое описание биографии потенциального работника, где указывается его образование, опыт, интересы и иная информация. Цель Р. — самохарактеристика, объективна, жизнеописание, эффективное средство саморекламы, самомаркетинга на рынке труда. Р. должно отображать три основных качества, требуемых от работника: образованность, продуктивность и неограниченность возможностей, Работник, знающий себе цену, должен писать Р. только сам. Основными правила написания Р. 1. Краткость. 2. Конкретность. 3. Активность. Нужно использовать энергичные глаголы, которые показывают вашу активность. Нельзя писать «участвовал», «оказывал помощь», может показаться, что вы стояли в стороне. 4. Избирательность. Отбирайте информацию, исходя из цели вашего Р. 5. Честность. Начинать Р. следует с представления собственного имени, отчества, фамилии. Далее — основные личные данные (адрес, телефон, дата и место рождения, подданство, семейное положение). Обязательно укажите, что вы ожидаете от предстоящей работы, что хотели бы добиться в жизни. Опыт предыдущей работы дается в обратном хронологическом порядке с указанием мест работы, должностей, основных функций и достижений. Подробно сообщите о своем образовании. В конце Р. уместно включить дополнительную информацию: сведения о степени владения иностранными языками, о навыках работы на компьютере, о наличии водительских прав. Указываются также фамилии, адреса и телефоны людей, которые могут дать свои рекомендации соискателям. Р. — это «визитная карточка» работника. Р. — новый для российских безработных документ; правильно составить его помогают на семинарах, например, в клубах ищущих работу;
2) краткий вывод из сказанного, написанного. Например, Р. доклада на деловом совещании, семинаре.

Руководитель — лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения осуществлять организацию их выполнения. Р. подразделяются на линейных и функциональных. Линейные Р., возглавляющие относительно обособленные хозяйственные системы. Посредством приданного им аппарата управления они не только координируют деятельность находящихся в их непосредственном подчинении сотрудников и Р. низшего звена, но и принимают решения, касающиеся стратегии развития хозяйственной системы, осуществляют оперативное управление производственной, научно-технической, коммерческой и социальной деятельностью соответствующей системы в целом.

Руководство — 1) управление, которое характеризуется вполне определенными функциональными приоритетами;
2) функция управления в составе основных функций, раскрывающих содержание управления.

Руководство персоналом — влияние, оказываемое конкретным руководителем на отдельных работников и их группу, побуждающее работников выполнять полученные задания и работать для достижения поставленных целей. Р.п. включает в себя активизацию сотрудников, выдачу им управленческих указаний и контроль за исполнением запланированных для них задач, реакцию на неожиданно возникшие, незапланированные события и исправление ошибок планирования в ходе деятельности.

Самомотивация — чувство долга, ответственности, внутренняя установка на качественный, производительный труд, осознанное желание быстрее достичь результата. Человек, разделяющий цели и ценности своей организации, способен сам устанавливать для себя задачи, находить пути их решения и контролировать себя.

Самооценка — оценка человеком собственных способностей, значимости и целей в тех областях жизни, которые важны для данного человека; оценка соответствия реальных результатов собственной деятельности личным притязаниям, критериям успеха, поставленным целям.

Самореализация — в иерархии потребностей Маслоу — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. В то время как остальные потребности, как правило, удовлетворяются, лишь немногие «нормальные люди» достигают состояния С., т.к. всегда есть что-то, что надо сделать, что-то усовершенствовать, всегда есть цель, которую стоит преследовать.

Система управления персоналом (организации) — 1) методы, процедуры, приемы воздействия организации на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения организационных целей. Основные функции С.у.п. — подбор, обучение и развитие, оценка и вознаграждение персонала;
2) система, в которой реализуются функции управления персоналом. С.у.п. состоит из ряда функциональных подсистем, которые специализируются на выполнении однородных функций.

Система профессионального развития персонала — совокупность принципов, правовых основ, методов, технологий, процедур, обеспечивающих изменение профессиональных качеств персонала, структуры его профессионального опыта.

Система развития персонала — совокупность организационных структур, методик, процессов и ресурсов, необходимых для эффективного выполнения текущих и перспективных производственных задач, а также оптимального удовлетворения запросов работников, связанных с самореализацией, профессиональной подготовкой и карьерой. Система развития персонала в Российской Федерации представляет собой совокупность организационных и правовых мер, осуществляемых работодателем, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, др. негосударственными, общественными организациями, занимающимися вопросами развития персонала на производстве; органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации; региональными и регионально-отраслевыми центрами развития персонала; учебно-курсовыми комбинатами, и др. формами развития персонала в организациях.

Способности — психологические свойства личности, связанные с природными данными и обеспечивающие возможность овладения определенными видами деятельности. С. формируются на основе зачатков — индивидуальных особенностей физической и нервной организации, обусловливающих эффективное соответствие сенсомоторной регуляции определенным видам действий.

Стрессоустойчивость — термин, характеризующий некоторую совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности, а также поведение. Типы Т. — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Тест — метод психодиагностики различных характеристик человека; использует стандартизированные вопросы и задачи и предполагает выполнение определенных заданий (ответов на вопросы и т.п.). Т. различают по направленности (на интеллект, тревожность и т.д.), по особенностям самих Т. (словесные, графические, проективные и т.д.), по технике проведения (индивидуальные, групповые, автоматизированные и др.).

Тестирование — процесс диагностического исследования, использующий стандартизованные вопросы и задачи (тесты).

Тренинг — систематический процесс изменения поведения работников в направлении улучшения возможности организации в достижении ее целей.

Умение — это способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшаяся на основе ранее приобретенных знаний и навыков (К. К. Платонов).

Управление компетенцией — совокупность действий, направленная на приобретение необходимой компетенции в соответствии с потребностями организации, которые определяются путем сравнения потребностей предприятия с наличными ресурсами.

Управление персоналом — планирование, организация, мотивация и контроль по отношению к людским ресурсам — общепринятая концепция.

Харизма — наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.

Целеполагание — это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего.

Цель в профессиональной деятельности — это направленность на конечные и промежуточные результаты труда, это осознанный образ результата у человека.

Ценностные ориентации (от франц. orientation — установка) — 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней;
2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.

Этика — представление о приемлемом или правильном поведении при достижении конкретной личной или научной цели.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Этические принципы деятельности профконсультанта — принципы, которыми профконсультант руководствуется в своей деятельности: компетентности, этической и юридической правомочности, конфиденциальности, гуманности и др.

Эффективное поведение на рынке труда — способность оперативно решать актуальные социально-профессиональные задачи: поиск работы (или другой формы трудовой занятости), трудоустройство (создание собственного дела), обоснование своих возможностей при собеседовании с работодателем, адаптация на рабочем месте и т.д. — основанная на готовности решать подобные вопросы.

Я-концепция — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

По материалам сайта http://triumph-db-ru.narod.ru

© «Эко-тренинг» (2012)

Разработка сайта: Артем Заусаев

г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244,
СамГТУ (главный корпус), ауд. 512
Телефон: +7-927-689-82-97
e-mail: 422116@mail.ru